Секреты бани — Знаменитые турецкие бани.

  • Есть такой замечательный русский обычай - париться в бане
  • Русская баня
  • Финская сауна
  • Знаменитые турецкие бани
  • Как парились индейцы
  • Японские бани
  • Баня в древней Греции
  • Банные традиции в древнем Риме
  • История бани
  • Баня это на весь день
  • Сон после бани
  • Субботнее застолье
  • Что пить после бани
  • Что кушать после бани
  • Уход за парилкой
  • Как надо париться
  • Лед и огонь - температурные контрасты в бане
  • Мыло и шампунь
  • Как же мне березу заломати
  • Шайка, шапка и тапочки
  • Мочалкин блюз
  • Махровое полотенце
  • Зачем нужна каменка или не держи камень за пазухой
  • Чем топить баню
  • Хорошо сидим - полок
  • Вода в парилке
  • Как готовить пар
  • Банный этикет
  • Баня и массаж
  • Основные приемы выполнения массажа
  • Поглаживание
  • Подергивание
  • Надавливание
  • Растирание
  • Разминание
  • Вибрация
  • Общий массаж тела
  • Массаж с ароматическими эссенциями
  • Самомассаж тела
  • Лечебное действие бани
  • Воздействие на органы дыхания
  • Уход за волосами
  • Простые секреты здоровых волос
  • Окрашивание волос растительными препаратами
  • Выпадение волос
  • Маски для волос
  • Декольте
  • Кожа рук и локтей
  • Уход за кожей ног
  • Кожа спины и плеч
  • Правила загара
  • Уход за ногтями
  • Укрепление ногтей
  •  


    Знаменитые турецкие бани.

    flip text

    Знаменитые турецкие бани, как это ни удивительно, являются прямым наследием римских терм. Вероятно, именно в турецких банях наиболее полно и неприкосновенно сохранились римские традиции, делающие баню не только местом для омовения, но и своеобразным культурным центром. Народы Востока, в силу своей особой ментальности, оберегали не столько обустройство бань (все-таки они были несколько изменены по сравнению со своим прототипом), сколько тот особый дух общности, единения и культурного общения, который делал бани настоящим «мужским клубом».

    Константинопольские бани представляют из себя почти точную копию римских терм: по трубам поступающая горячая вода нагревает мраморный пол почти до 80 градусов. Этот пол поливают водой, от чего и образуется пар. Насколько можно судить, в турецких банях нет помещений с сухим паром, и в этом состоит главное отличие турецкой бани от римских терм, в которых посетители имели возможность выбирать между сухим и влажным паром.

    На Востоке бани завоевали огромную популярность еще и потому, что в условиях столь жаркого климата просто невозможно обойтись без регулярного очищения тела. То есть восточная баня служила не только для лечения, но и для профилактики многих заболеваний. Но главное даже не это. Все в восточной бане подчинено единой цели — расслаблению и отдохновению. Да-да, именно так! Поэтому в турецкой бане крайне ценятся специалисты по массажу, а также мойщики, ведь от их мастерства зависит настроение и душевное состояние клиента. Помимо своих «прямых» обязанностей, массажисты и мойщики должны уметь поддержать беседу, направив даже помыслы клиента в приятное русло.

    Естественно, что для успешного исполнения таких обязанностей банщику недостаточно одних только сильных рук. Банщик должен обладать еще и недюжинным интеллектом, чтобы полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к людям этой профессии. Первоначально банщиком мог стать только мужчина, поскольку «восточные» мужчины не считали женщину достойным собеседником, равным мужчине по интеллекту. Для женщин отводилась одна роль — услаждать зрение мужчин танцами, а слух — пением и игрой на музыкальных инструментах. Танцовщиц при банях было великое множество, но ни один уважающий себя мужчина никогда не опустился бы до беседы с женщиной. То есть, конечно, какое-то общение происходило, но так, чтобы ронять себя, обсуждая с женщиной «на равных» какие-то серьезные темы, — никогда!

    Потом, конечно, эта традиция немного изменилась, и женщина получила право заниматься массажем. Но дискриминация и тут давала о себе знать: женщины были специалистами по «специфическим» видам массажа, а традиционный расслабляющий или лечебный массаж делали, как и прежде, мужчины-массажисты.

    И еще один специалист, ценимый в турецкой бане за мастерство — чайханщик. Так уж повелось, что после банных процедур восточный мужчина никогда не отправлялся сразу домой, а продолжал общение в чайхане за чаем. Спиртных напитков тогда просто не употребляли. Конечно, никто не говорит об абсолютно трезвенническом обществе, во время праздничных трапез вино пили, и в достаточно большом количестве, но после бани было принято пить только чай. И вот здесь, в прохладной чайхане царил чайханщик — степенный, солидный и знающий все последние общественные события. С таким собеседником приятно было и задержаться!

    Ну а кроме того, именно в чайхане можно было полностью расслабиться и выкурить кальян или сыграть несколько партий в нарды. Конечно, мы не можем досконально рассказать все о настоящей турецкой бане, поскольку сами там никогда не были, но все-таки кое-что нам известно из устных и литературных источников. Так, А. С. Пушкин во время путешествия по Кавказу посетил знаменитые тифлисские бани, и оставил довольно подробное описание этого процесса. В настоящей турецкой бане посетители сначала принимают паровые процедуры, лежа на деревянных полках от 10 до 30 минут, а затем отправляются в следующее помещение, где опытные мойщики смывают с них пот и грязь, пользуясь всевозможными шерстяными мочалками, махровыми рукавицами или мочалками из особого растения — люффы. Пушкин упоминает также «намыленный полотняный пузырь», отметив, что такой обычай не мешало бы ввести и в русской бане.

    Но надо сказать, что так было не всегда. Первоначально, еще до римского влияния, турецкая баня была совершенно иной, более примитивной, а для современного человека так и вовсе «дикой». Состояла она всего из одного помещения (собственно парного отделения), в котором интенсивно потеющие люди специальными шерстяными рукавицами — «кисами» (ударение на второй слог) натирали свои тела, «скатывая» грязь и пот. Посидев и «очистившись» таким сомнительным образом, они обливались водой и оставались вполне удовлетворены результатом.

    Такой способ мыться в бане имел, однако, одно неоспоримое преимущество — он был очень экономным: воды нужен был какой-то минимум, да и мыло не расходовалось совершенно.
    А если учесть, что и мыла-то как такового не было, и люди использовали вместо него золу, песок или какие-нибудь специально изготовленные пасты из пчелиного воска, то, по большому счету, такую нецивилизованную баню следует признать вполне разумной. Ведь, в принципе, все равно, каким образом достигается чистота, раз конечный результат одинаков…

    Тем не менее, такое положение сохранялось недолго: испробовав иные, «цивилизованные» способы мытья в бане, турки быстро «вошли во вкус», поняв, что гораздо лучше сочетать полезное — мытье тела — с приятным. Вот с этих пор турецкие бани приобрели одним им присущую атмосферу неги и покоя. А со временем даже выработался специфический банный этикет, регламентирующий не только порядок проведения омовений, но и процедуры массажа, и темы разговоров, и даже манеру общения друг с другом. Этот особый банный этикет сохраняется и по сей день, правда, уже не в такой строгой форме, но все-таки…

    И если мы захотим подробнее ознакомиться с тем особым эмоциональным настроем, который так культивировался в те времена и продолжает бережно поддерживаться в турецких банях и по сей день, мы можем открыть повесть Максуда Ибрагимбекова «И не было лучше брата», в которой весьма подробно описан тот ритуал, которым сопровождалось омовение в бакинской бане. Герой этой повести еще с вечера настроил себя на определенный лад, а рано утром не торопясь отправился в баню. Неторопливость — вот основное правило настоящего ценителя хорошей бани. Проявлять поспешность — значит нарушать установившийся ритуал, а для восточного мужчины ритуал и верность традициям являются чуть ли не основополагающими понятиями, которым подчиняется их жизнь.

    Что же входит в этот особый банный ритуал и что представляет из себя бакинская баня? В бакинской бане нет общих отделений, в которых посетители моются сообща. Такой способ просто не принят, так что баня разделена на довольно просторные отдельные кабинеты, состоящие из раздевалки и собственно парного отделения, в котором и происходят омовения. Посетитель проходит в кабинет, раздевается и ложится на мраморную лежанку, которую перед этим заботливо вымыли и согрели банщики. Минут через 10, когда тело посетителя уже достаточно распарено, в кабинет приходит «терщик»-массажист.

    Как правило, бакинец ходит в одну и ту же баню на протяжении всей своей жизни, так что он прекрасно знаком со всеми банщиками и массажистами, да и они знают не только его имя, но и имена его домочадцев и родственников, и прекрасно осведомлены обо всех его делах.

    Но с массажистом можно обсудить не столько домашние дела (обычно об этом говорят в женской бане), сколько дела и проблемы общественного порядка. Кроме того, банщики прекрасно эрудированы в вопросах поэзии, знают наизусть творчество Низами, Физули и других поэтов, а также могут обсуждать и трактовать Коран. Вообще, когда европеец узнает об этом, он очень удивляется и сразу же начинает проводить культурно-исторические параллели с японским институтом гейш, которым предъявляют примерно такие же требования.

    Но в этом нет ничего удивительного, поскольку восточными народами уделяется огромное внимание гармоничному сочетанию духовной и телесной, физической жизни. Услаждение души для них столь же значимо, как услаждение тела. Вот почему банщики в восточной бане должны уметь не только очищать тела посетителей, но и умиротворять их души. А для этого-то и нужны столь обширные познания в поэзии и религии.

    Вымыв и помассировав посетителя, банщик благодарит его, выслушивает ответную благодарность и уходит. Теперь посетитель переходит в чайхану, в которой после бани собираются все посетители: сразу после купания уходить домой не принято. В чайхане каждому посетителю предлагают отдельный столик и приносят свежезаваренный чай. Спокойно попивая чай, мужчина может расслабиться и в одиночестве поразмыслить о своих делах, а может и пригласить кого-нибудь из знакомых разделить с ним компанию. До тех пор пока не последует приглашение, никто не станет «подсаживаться» за его столик и нарушать его уединение. Это просто не принято по особому этикету, да никто и не поймет такого смельчака, способного на столь дерзкие поступки. Складывается такое впечатление, что восточные мужчины просто невероятные индивидуалисты.

    На самом деле это совсем не так, просто там все очень ценят суверенитет отдельно взятой личности и поэтому не «набиваются» бесцеремонно в компанию, а ожидают специального приглашения: если человек хочет пообщаться, он найдет способ, не нарушая приличий, сделать это. Такое правило соблюдают все, даже по отношению к старинным друзьям принято относиться с подобными церемониями. Думается, что и нам, европейцам, не мешало бы научиться подобной предупредительности по отношению друг к другу, от этого всем было бы только легче.

    Но конечно же, в чайхане можно не только посидеть и в уединении попить чайку, но и пообщаться, выкурить кальян или сыграть несколько партий в нарды. И что самое интересное, восточные мужчины, весьма азартные по своей природе, никогда не играют на деньги: это будет нарушением правил, неписанного кодекса, если чайханщик допустит в своем заведении подобное.

    Играют только «на интерес», и за игрой могут наблюдать остальные посетители, но наблюдать, опять же, только молча. Вернее, между собой и вполголоса обсуждать игру можно, но никогда ни один из наблюдателей не позволит себе давать советы (как в одной нашей популярной комедии: «Лошадью ходи, лошадью!») игрокам, как им следует играть, — неприлично! Вот так и проходит «банный день».








  • Воздействие на кожу
  • Воздействие на опорно-двигательный аппарат
  • Воздействие на сердечно-сосудистую систему
  • Кому баня противопаказана
  • Техника безопасности в бане и первая помощь пострадавшим
  • Лишний вес - нет проблем
  • Беременность и парилка
  • Особенности женского организма
  • Общие правила ухода за кожей лица
  • Уход за сухой кожей
  • Уход за жирной кожей
  • Уход за нормальной кожей
  • Уход за кожей смешанного типа
  • Косметический самомассаж лица и шеи
  • Боремся с целлюлитом
  • Уход за телом
  • Уход за кожей рук и ног
  • Домашний педикюр
  • Общие правила ухода за волосами
  • Уход за сухим типом волос
  • Уход за жирными волосами
  • Уход за нормальными волосами
  • Баня или мужской клуб
  • Зачем на участке баня
  • Размер бани
  • Устройство бани
  • Бани по черному и по-белому
  • Чем топить баню
  • Планировка
  • Фундамент
  • Цоколь
  • Гидроизоляция
  • Возведение стен
  • Возведение крыши
  • Кирпичная печь
  • Банные печи
  • Раствор
  • Фундамент под печь
  • Кладка
  • Порядовка
  • Металлическая печь
  • Уход за печью и топка
  • Обустройство бани
  • Как делать пар


  • Специальное предложение на ленд ровер эвок 2017 от официального дилера.