Серьги. История и современность.
Серьги (устар. Усерязь, чусы, чуски, ушники) украшение для мочек ушей, издавна отличающееся разнообразием дизайна. Серьги на территории Восточной Европы известны с раннего бронзового века (3-2 тыс. до н. э.). Серьги первоначально носили не только женщины, но и мужчины, особенно воины и моряки (1 серьгу). Серьги были популярны в древнейших государствах Закавказья, Средней Азии (где серьги надевали девочке в первые дни после рождения, полагая, что они выполняют охранительную функцию), в античном Причерноморье (золотые серьги-диски с рельефными изображениями львиных голов; в виде сплетенного жгута с головами животных). Серьги скифских аристократов имели вид золотого колечка, украшенного зернью и сканью, калачика или спирали с высокой дужкой).
К концу 15 началу 16 века серьги постепенно становятся неотъемлемой частью русского женского костюма: не было женщин, ни молодых, ни старых, не носивших серег (серег на Руси выпускалось так много, что среди ювелиров выделялись мастера-сережники). С 16-17 вв. изготавливали серьги в виде кольца, к которому крепились длинные подвески; в зависимости от количества подвесок серьги назывались: одинцы (одиначки), двойчатки (двоинки, двоечки), тройчатки. Иногда серьги носили названия по способу крепления в них камня. Серьги, в которых камень вставлялся как в лапку, назывались серьги-лапки. Другие серьги, в которых к ушному кольцу прикреплялась запона-бляха с драгоценным камнем посередине, носили название серьги-запоны.
Серьги украшались подвесками в виде колодок, шариков, птиц, цветов. Серьги-орлики напоминали по силуэту орлов, голубцы голубей. Простые женщины носили медные серьги, богатые золотые с изумрудами и яхонтами (см. Яхонт), жемчугом и множеством мелких камней, которые назывались искрами. Серьги 18 в. отличались большим количеством цветных камней и бриллиантов, но выпускались серьги и с недрагоценными узорчатыми камнями, и со стеклами.
В Западной Европе серьги прижились не сразу, а лишь с нарядной модой итальянского ренессанса. Наряду с классическими материалами в серьгах использовали слоновую кость, панцирь черепахи, ценные породы дерева. В 17 в. носили массивные алмазные серьги жирандоли, по виду напоминавшие канделябры-жирандоли, с крупными алмазными и жемчужными подвесками.
Современные серьги отличаются большим разнообразием камней и ювелирных техник. По способу ношения различают серьги-пуссеты, которые крепятся к мочке уха с помощью винта или штифта; серьги-клипсы удерживаются без прокалывания с помощью клипсового зажима. Маленькие гладкие проволочные серьги, которые носятся для того, чтобы не зарастал прокол в ухе, в России называют гигиеническими, в Англии спальными.
Новыми элементами, меняющими фасон серег, являются так называемые жакетки для серег (англ. ear-ring jack). Это декоративные сменные насадки (с отверстиями в центре), к серьгам-пуссетам. Жакетка прикрепляется к замку серьги, зрительно ее увеличивая. Насадки изготавливаются в форме цветов, листьев, розеток и пр. Меняя насадку, женщина может каждый раз менять облик серьги. Идентичны им так называемые модульные серьги модели, состоящие из нескольких конструктивно различных, но самостоятельного назначения компонентов. Обладательница таких серег получает возможность легко и по своему усмотрению изменять размер, форму и цвет серег, одни вставки заменять другими.
|