Общие вопросы — Происхождение самоцветов.

  • Камни в истории
  • Названия камней
  • Значение камней
  • Свойства драгоценных камней
  • Знаменитые камни
  • Исторические алмазы
  • Происхождение самоцветов
  • Торговые названия самоцветов
  • Имитации и подделки камней
  • Совмещение камней и металлов
  • Мера массы драгоценных камней
  • Классификация ювелирных камней
  • Огранка камней
  • Части ограненного камня
  • Виды огранки камней
  • Кабошон
  • Огранка бриллиантов
  • Драгоценные металлы
  • Драгоценные металлы для оправы
  • Золото
  • В авангарде – белое золото
  • Цветные метаморфозы золота
  • Серебро
  • Искушение серебром
  • Платина
  • Палладий
  • Родий
  • Бронза
  • Драгоценный алюминий
  • Иридий
  • Латунь
  • Мельхиор
  • Проба
  • Авантюрин
  • Агат
  • Азурит
  • Аквамарин
  • Александрит
  • Алмаз
  • Альмандин
  • Аметист
  • Берилл
  • Бирюза
  • Бриллиант
  • Горный хрусталь
  • Гранат
  • Гагат
  • Гелиотроп
  • Гематит-кровавик
  • Диопсид
  • Жадеит
  • Жемчуг
  • Изумруд
  • Кварц
  • Корунд
  • Лазурит
  • Лунный камень
  • Малахит
  • Нефрит
  • Обсидиан
  • Опал
  • Пирит
  • Рубин
  • Сапфир
  • Сердолик
  • Тигровый глаз
  • Топаз
  • Турмалин
  • Хризопраз
  • Хризолит
  • Циркон
  • Цитрин
  • Шпинель
  • Янтарь
  • Яшма
  • Овен
  • Телец
  • Близнецы
  • Рак
  • Лев
  • Дева
  • Весы
  • Скорпион
  • Стрелец
  • Козерог
  • Водолей
  • Рыбы
  •  


    Происхождение самоцветов.

    flip text

    Общие вопросы - Происхождение самоцветов

    Существует притча о пастушке, бросившей камень в убегавшее стадо. Оказалось, что этот камень был дороже, чем все стадо! В этой легенде, вероятно, есть преувеличение, хотя сейчас трудно сказать, что за самоцвет скрывался под серой и грязной коркой, и правда ли, что он имел столь высокую цену. Ведь обычно по-настоящему ценность камня раскрывается лишь после его огранки или полировки, и это прекрасная иллюстрация того факта, что многие драгоценные и полудрагоценные камни на первый взгляд нередко неприметны.

    Однако иногда самоцветы привлекают внимание именно сразу. Представьте горный ручей, спешащий по песчаному руслу между замшелых скал. Если взять пригоршню песка и промыть его на лотке, то между крупных песчинок кварца и полевого шпата нередко можно углядеть зернышко сапфира: влажный камень блестит на солнце как голубая звездочка. Или же подойдите к каменоломне на склоне горы в тот момент, когда взрывы скальных пород только отгремели и щебенка вывозится на самосвалах. Сопровождающий вас геолог наклоняется и поднимает с земли ничем не примечательный серый, трещиноватый камень. Однако после легкого постукивания геологическим молотком камень раскалывается пополам, раскрывая свою красоту: жеоду, сверкающую аметистами, или разноцветную полость агатовой миндалины.

    Драгоценные камни встречаются в природе в самом разном обличье, в разнообразнейших формах. Нередко и в виде кристаллов или их фрагментов. У некоторых лишь с помощью микроскопа или сильной лупы удается разглядеть, что и они состоят из бесчисленного множества не вполне развитых и тесно примыкающих друг кдругу индивидов. Такое строение называется скрыто или криптокристаллическим. Лишь немногие минералы совершенно аморфны и бесформенны. Примером кристаллического минерала может служить алмаз, скрытокристаллического — халцедон, а аморфного — опал.

    С кристаллическим состоянием связаны и физические свойства минералов, прежде всего спайность. Этим свойством называется способность кристалла легко раскалываться или расцепляться по определенным направлениям. Иногда спайность наблюдается лишь в одном направлении, как, например, у топаза, иногда во многих — как у алмаза. Она может быть несовершенной, как у берилла, или отсутствовать вовсе, как у кварца. Хорошая спайность облегчает начальную обработку камня, но при шлифовке она мешает: весь камень может попросту расколоться.

    Вторым важным свойством является твердость. Ее можно определить как степень сопротивляемости минерала внедрению в него других более твердых материалов. Выше мы уже говорили, что твердость для драгоценных камней является одним из самых существенных свойств. В ювелирном деле, как правило, применяются лишь самые твердые минералы. И именно определение твердости часто служит критерием при установлении подлинности драгоценного камня. Общеизвестна минералогическая шкала твердости Мооса (составленная из минералов-эталонов). Следует только упомянуть, что твердость минерала часто не однородна, она зависит от направления и может различаться в одном и том же кристалле.

    Третье физическое свойство — плотность минералов. Она выражается числом, показывающим, во сколько раз зерно данного минерала тяжелеевытесненной им воды. Это свойство можно, пожалуй, назвать самым важным при диагностике минералов. Оно используется, чтобы различать похожие внешне минералы, не повреждая их. На четвертое место стоит поставить оптические свойства. От них в самой прямой зависимости находится красота камня, его внешняя привлекательность. При их оценке различают прозрачность, блеск, цвет, переливы цветов и «огонь» (или «игру»). Драгоценный камень считается прозрачным, если свет беспрепятственно проходит через него. Если же минерал лишь слегка прозрачен, говорят, что он просвечивает. И наконец, полной противоположностью прозрачности является непрозрачность (например, у яшмы). Падая на гладкую грань кристалла, свет частично проникает внутрь, а частично снова отражается. Отраженный свет обусловливает блеск минерала. Существуют определенные разновидности блеска, из них важнейшие: алмазный блеск (алмаз), стеклянный (большинство остальных драгоценных камней), шелковистый (малахит, кошачий глаз), перламутровый (полевой шпат), жирный (нефрит), восковой (опал), металлический (пирит), полуметаллический (гематит).

    Окраска также является важнейшим свойством драгоценного камня. Различают собственную окраску (голубая — у бирюзы, зеленая — у малахита) и зависящую от определенных примесей в составе минерала. В этом случае чистейшие разновидности таких минералов часто бесцветны, а малейшие примеси элементов — хромофоров обусловливают появление окраски. Так, имеются и бесцветные и многочисленные окрашенные разновидности топаза, кварца, корунда или алмаза.

    Если между глазом и строчками страницы книги положить пластину стекла или абсолютно чистый алмаз, текст будет смотреться так же, как и невооруженным глазом. Но если взять ромбоэдр, выколотый по спайности из прозрачного кальцита (исландского шпата), или прозрачный циркон, все буквы текста раздвоятся. Поэтому кальцит в отличие от алмаза называется двупреломляющим. Это свойство также может играть существенную роль при диагностике минерала.

    Двупреломляющие драгоценные камни отличаются иногда плеохроизмом. В зависимости от ориентировки они поглощают лучи лишь определенного цвета и поэтому в различных направлениях имеют разную окраску: в двух (дихроизм) или даже в трех (трихроизм). Эта особенность распределения окраски большей частью не улавливается простым глазом и устанавливается лишь с помощью поляризационного микроскопа или специальной лупы (дихроскопа). В профессиональной лексике часто встречается еще одно слово — дисперсия. Это также очень важное свойство драгоценных камней, оно обусловливает разложение падающего света на цвета спектра. Наибольшей и самой эффектной дисперсией отличается бриллиант. Его игра (или «огонь») буквально зачаровывают взор.

    С незапамятных времен ее воспевают поэты. Известнейшим танцовщицам средневековой Японии нередко присваивали поэтичный титул — «бриллиантовый луч». С бриллиантами сравнивают сверкание утренней росы на траве или дождевых капель в лучах солнца. А специалисты тщательно изучают дисперсию бриллиантов, потому что чем шире и богаче ее спектр, тем совершеннее его огранка и тем дороже камень. Лишь специалист, вооруженный соответствующими инструментами, может точно установить подлинность драгоценного камня и определить его. Мы уже говорили о том, что может служить основой подобного определения, и при этом разъяснили такие понятия, как твердость, плотность, оптические свойства и др.

    Имитации драгоценных камней встречаются часто. И это не обязательно те мошеннические подделки, с которыми покупатель может встретиться, приобретая камень на черном рынке. Нередко владелец камня осведомлен о подобном невинном «обмане». Он охотно носит отшлифованное стекло, оправленное в благородный металл, и лишь загадочно улыбается, когда друзья восхищаются его «драгоценным» камнем. Случается, что белый сапфир выдается владельцем за бриллиант. Вообще всевозможных имитаций существует так много, что их стоит расклассифицировать.

    Чаще всего менее ценный камень выдается за более ценный. Это возможно оттого, что между камнями существует определенное сходство. Легче всего подобная подмена осуществляется с прозрачными камнями. Так, бриллиант имитируется бесцветным топазом, лейкосапфиром или цирконом. В наше время бриллиант заменяется также синтетическим лейкосапфиром.

    Под прямым искусственным светом он почти не отличим от бриллианта, но при косом боковом лёйкосапфир не имеет ни блеска, ни игры бриллианта. (Знатоки говорят, что по сравнению с бриллиантом. он «слепой».) Заменяются другими и цветные камни. Так, например, топаз — цитрином или прокаленным аметистом. Подобные имитации без труда определяются при детальном изучении физических свойств камня.

    Нередко применяются дублеты. Их тоже можно считать имитациями, хотя среди дублетов различаются полуистинные, ложные и истинные дублеты. Дублетами называются все составные камни, соединенные из двух частей — верхней и нижней. Иногда в один большой камень для увеличения его размера, а тем самым и цены соединяются два подлинных — в этом случае говорят об истинном дублете.

    В ложном дублете верхняя часть состоит из подлинного драгоценного камня. Нижняя часть «камня» в таком случае состоит обычно из стекла. Подчас дублет трудно отличить от подлинного цельного камня, особенно когда он вставлен в благородный металл. Это можно сделать, лишь вынув камень из оправы и изучив минералогическими методами его свойства.

    Правомочен и такой вопрос: как обстоит дело с синтетическими камнями? Нужно ли считать их имитацией или же им присущи все качества природных камней? Синтетические камни и их природные аналоги имеют идентичные свойства. Так, найденный в природе красный рубин является оксидом алюминия, кристаллизовавшимся в тригональной системе и имеющим твердость 9. Все это относится и к синтетическому рубину. Здесь имеется лишь одно различие, касающееся его происхождения: первый возник в мастерской природы, второй — в мастерской человека. Но хотя современные синтетические камни нередко совершеннее и крупнее природных, ценятся выше по-прежнему природные.

    Нельзя забывать, что синтетические драгоценные камни — по существу, лишь более или менее удачные копии уникальных шедевров природы. Как всякие копии, они необходимы, но, как всякие копии, не могут заменить оригиналов.








  • Ювелирное искусство
  • Ювелирная мода
  • Качество ювелирных изделий
  • Классификация ювелирных украшений
  • Неблагоприятное воздействие на ювелирные камни
  • Драгоценные правила
  • Как выбирать украшения
  • Как выбрать золотое украшение
  • Как выбрать украшение из платины
  • Как выбирать и покупать бриллианты
  • Сохранить камень
  • Уход за драгоценными камнями
  • Уход за бриллиантами
  • Уход за жемчугом
  • Уход за украшениями из золота
  • Уход за украшениями из платины
  • Уход за украшениями из серебра
  • Из истории
  • Кольца Дамиани
  • Кольцо как украшение
  • Виды колец
  • Начало кольца
  • Конструкция колец
  • Номер колец
  • Украшение колец
  • Выбор кольца с бриллиантом
  • Почему обручальное кольцо круглое
  • Обручальные и свадебные кольца
  • Выбор металла
  • Насечка и гравировка на обручальных кольцах
  • Оправа для обручального кольца с камнем
  • Серьги. История и современность
  • Серьги как украшение
  • Конструкция серег
  • Виды сережек
  • Выбор сережек
  • Из истории браслета
  • Виды браслетов
  • Внешний вид браслета
  • Ваш стиль и браслет
  • Как выбрать браслет
  • Диадема
  • Парюра
  • Броши
  • Конструкция броши
  • Заколки
  • Золотой пирсинг
  • История ожерелья
  • Структура ожерелья
  • Застежка ожерелья
  • Колье
  • Как выбрать колье
  • Бусы
  • Цепочки
  • Структура цепочки
  • Виды плетений цепей
  • Кулоны
  • Конструкция кулона
  • Медальоны
  • Ювелирные украшения для мужчин
  • Мужские аксессуары
  • Зажимы, заколки для галстуков
  • Запонки
  • Стоимость запонок
  • Как выбирать запонки
  • Как носить запонки