Драгоценные металлы — Искушение серебром.

  • Камни в истории
  • Названия камней
  • Значение камней
  • Свойства драгоценных камней
  • Знаменитые камни
  • Исторические алмазы
  • Происхождение самоцветов
  • Торговые названия самоцветов
  • Имитации и подделки камней
  • Совмещение камней и металлов
  • Мера массы драгоценных камней
  • Классификация ювелирных камней
  • Огранка камней
  • Части ограненного камня
  • Виды огранки камней
  • Кабошон
  • Огранка бриллиантов
  • Драгоценные металлы
  • Драгоценные металлы для оправы
  • Золото
  • В авангарде – белое золото
  • Цветные метаморфозы золота
  • Серебро
  • Искушение серебром
  • Платина
  • Палладий
  • Родий
  • Бронза
  • Драгоценный алюминий
  • Иридий
  • Латунь
  • Мельхиор
  • Проба
  • Авантюрин
  • Агат
  • Азурит
  • Аквамарин
  • Александрит
  • Алмаз
  • Альмандин
  • Аметист
  • Берилл
  • Бирюза
  • Бриллиант
  • Горный хрусталь
  • Гранат
  • Гагат
  • Гелиотроп
  • Гематит-кровавик
  • Диопсид
  • Жадеит
  • Жемчуг
  • Изумруд
  • Кварц
  • Корунд
  • Лазурит
  • Лунный камень
  • Малахит
  • Нефрит
  • Обсидиан
  • Опал
  • Пирит
  • Рубин
  • Сапфир
  • Сердолик
  • Тигровый глаз
  • Топаз
  • Турмалин
  • Хризопраз
  • Хризолит
  • Циркон
  • Цитрин
  • Шпинель
  • Янтарь
  • Яшма
  • Овен
  • Телец
  • Близнецы
  • Рак
  • Лев
  • Дева
  • Весы
  • Скорпион
  • Стрелец
  • Козерог
  • Водолей
  • Рыбы
  •  


    Искушение серебром.

    flip text

    Драгоценные металлы - Искушение серебром

    Серебро, как и золото, используется для изготовления ювелирных украшений. Ювелиры из серебра изготавливали всевозможные сосуды и столовую посуду. Лучшей в мире признана коллекция древневосточных серебряных изделий, хранящаяся в государственном Эрмитаже. Прекрасную высокохудожественную посуду и сегодня продолжают делать кубачинские мастера. На московском антикварном рынке сейчас довольно большое количество столового серебра самого разного назначения — от крошечной ложки для соли до крупных тяжелых половников. Их с удовольствием покупают как коллекционеры, так и люди, просто желающие иметь в домашнем хозяйстве красивые добротные вещи.

    Большинство этих, теперь уже привычных и необходимых вещей появилось в начале XVIII века. Реформы Петра I в области быта повлекли за собой использование до тех пор незнакомых предметов в убранстве интерьера, в одежде и в сервировке стола. Благодаря широкому распространению новомодных напитков — чая и кофе, а также употреблению в пищу невиданных заморских специй в России появились новые формы посуды. При этом русские мастера не только копировали западноевропейские образцы, но и изобретали собственную оригинальную посуду. Разнообразные чайники, кофейники, подносы, сливочники, чашки, стопы, солонки, судки, миски для супа, перечницы стали привычными в сервировке стола как во дворцах, так и в домах обывателей среднего достатка.

    Оставаясь глубоко национальной, русская культура воспринимала поток европейских новаций. Этот процесс коснулся и столовых приборов, которые очень близки в типологии, формах и украшениях к европейским. С середины XIX века в Петербурге и Москве стали продаваться каталоги и журналы европейских и американских ювелирных фирм, специализировавшихся на изготовлении столового серебра. В них помещались рисунки и давались детальные пояснения по использованию каждого новомодного предмета: ножей, десертных и фруктовых вилок, вилок для сыра, спаржи, устриц и рыбы; лопаток для мороженого и пирога, ложек для чая, яиц или сахара, колец для салфеток.

    В XIX веке многие мастера, фабрики и фирмы наполнили рынок разнообразными столовыми приборами. В их числе была и знаменитая фирма И. П. Хлебникова, которая производила не только уникальные произведения, но и была крупнейшим в России производителем серебряных столовых приборов во второй половине XIX-начале XX века. Совсем простые, массовые предметы, изготовленные на этой фирме, практически лишенные декора, но отличающиеся чистотой формы и тщательностью исполнения, пользовались большим спросом. Умение привлечь талантливых мастеров и образцово организовать фабричное производств позволяли фирме неизменно демонстрировать в своей продукции богатое и смелое применение разнородной техники и материалов.

    В столовом серебре от Хлебникова используются чеканка, литье, живописная эмаль, эмаль по скани, оконная, или витражная эмаль, гравировка, чернь. Время создания большинства изделий — 1870-1917 годы, один из интереснейших периодов в истории художественной культуры России.

    Столовое серебро — уникальный материал, который при лаконичности, отобранности декора позволяет наглядно продемонстрировать разнообразие стилистических направлений, характерных для того времени: от русского стиля до стиля модерн. Таким примером стилизации в русском духе могут быть ложки, вилки и ножи, ручки которых нередко венчают скульптурные мужские и женские фигурки в национальных одеждах, которые служат декоративным целям.

    Таковы и предметы дорожного набора, в который входят столовая и чайная ложки, вилка и столовый нож. У всех предметов витые ручки, украшенные жемчужником и заканчивающиеся литым погрудным изображением женщины в русском костюме, с ряснами и бусами, кроме ножа со стальным прямоугольным лезвием с закругленным концом петербургской фабрики Варыпаева, чья ручка заканчивается литым погрудным изображением мужчины с короткой бородой, в косоворотке.

    Клейма фирмы стоят на внутренней стороне овальных чашечек у ложек, под зубьями — у вилки, на ноже — в месте перехвата от лезвия к ручке и на самом лезвии. Дорожный набор поступил в ГИКМЗ «Московский Кремль» в 1994 году. Его владелец рассказал, видимо, вполне достоверную историю этого набора, по времени совпадающую с его созданием. Гвардии ротмистр, кавалергард Виктор Николаевич Васильчиков в 1869 году вышел в отставку и, чтобы поправить свое благосостояние, решил жениться. Невесту, Елену Николаевну, ему подыскали в богатой купеческой семье Савельевых, известных в Москве еще с XVII века. Дорожный набор в 1876 году заказал ее отец, купец первой гильдии, московский булочник Иван Савельев к свадьбе дочери и подарил жениху.

    Интересны изготовленные на этой же фирме ложки, вилки и ложка-ситечко с плоскими фигурными ручками со срезанным концом, украшенные гравированным узором, имитирующим донца русских прялок, а также четырехзубые, широкие, вогнутые фигурные вилки для спаржи с граненой, расширяющейся к концу ручкой и подвилочником в виде балясины.

    Вилки, в зависимости от назначения, делались различной формы и имели разное число зубьев (от двух до четырех). Десертные вилки использовались как для блюд, подаваемых к чаю, так и для фруктов. От столовых они отличались меньшим размером. Ручки у вилок могли быть плоскими, гранеными или округлыми, расширяющимися и закругленными к концу. Чаще всего ручки столовых приборов украшала гравированная монограмма владельца. Это свидетельствует о том, что столовое серебро делалось на заказ и пользовалось широким спросом.

    У столовых ложек, как правило, была остроовальная чашечка и слегка выгнутая в средней части ручка, украшенная резным, черневым, эмалевым орнаментом. Десертные и чайные ложки были меньшего размера, с небольшой овальной или круглой чашечкой, с плоской, граненой или витой ручкой. К концу века в их декоре часто применялось цветное золочение. С наружной стороны ложки украшали резными стеблями, бутонами и листьями, характерными для стиля модерн.

    Ложки для салата — большие, с овальной чашечкой и округлой граненой ручкой. Украшали их чернью, эмалью по скани, оконной эмалью, надписями вроде: «Наши предки ели, пили просто, дожили лет до ста» или: «Без соли и хлеба, половина обеда». Лопатки для пирога — большие и плоские, с приподнятыми боковыми краями и фигурным вырезом у ручки. Ручки у них, как правило, граненые, с перехватами, расширяющиеся к концу.

    Лопатки же для рыбы — остроовальные, с расширенной и скругленной к концу ручкой, украшенной изображением одной или двух рыб. Плоскость таких лопаток декорировали резным растительным или геометрическим орнаментом на канфаренном фоне. Ложка разливательная (уполовник) — большая и глубокая, на длинной плоской или граненой ручке.

    Среди предметов столового серебра второй половины XIX века особенной красотой формы и декора выделялись ножи, словно задача украшения этого древнего предмета будила фантазию мастеров-серебряников, и именно в изготовлении самых разнообразных ножей они достигали совершенства. Употребление новых блюд привело к изобретению новых форм ножей: для сыров, устриц, спаржи, специальный нож-держатель для мяса. Отразить весь спектр этих находок в короткой статье просто не представляется возможным!

    Если столовые ножи, как правило, весьма лаконичны по декору и примененным техникам, то десертные и фруктовые очень разнообразны. Столовые и десертные ножи изготовлялись с широким прямоугольным, закругляющимся на конце лезвием и фигурной ручкой, украшенной рельефным растительным узором. Фруктовые же делались с золочеными остроконечными лезвиями, мягко гранеными, расширяющимися к концу ручками, украшенными рельефным орнаментом в стиле модерн. Лезвие и ручка соединялись между собой перехватами в виде балясин.

    Фирма  И. П. Хлебникова изготовляла как большие столовые комплекты из нескольких сотен предметов для Двора, крупных предпринимателей, гостиниц и ресторанов, так и комплекты на две-три персоны для частных лиц. Изделия всегда упаковывались в красивые большие деревянные коробки, сверху обтянутые кожей, а внутри обитые бархатом. Очень часто фирмы объединялись для выполнения заказов, например, для одного и того же комплекта фирма И. П. Хлебникова делала столовые приборы, а фирма В. Семенова — солонки, стопки, кружки.

    Оригинальная ваза для варенья с двенадцатью ложками была выполнена в 1880-е годы на фабрике В. Семенова, которая специализировалась на производстве серебряных изделий с чернью. На внешней стороне ложек чередуются изображения башен Кремля, колокольни Ивана Великого и храма Христа Спасителя. Все предметы отличаются чистотой исполнения, тщательностью отделки и четкостью рисунка.

    Величественная панорама Кремля — от Боровицких ворот до Покровского собора со стороны Москвы-реки — изображена на массивном серебряном подносе, исполненном на фабрике А. М. Постникова в 1873 году. Поднос входит в дорожный набор, состоящий из девяти предметов: чайника, кофейника, сливочника, сахарницы, двух чайных ложек, ложки-ситечка и щипцов для сахара. Этот дорожный набор, украшенный чернью, императрица Мария Александровна подарила леди Кеннеди, жене американского посла в Гонконге, за гостеприимство, оказанное ее сыну, великому князю Алексею Александровичу во время его визита в эту страну в 1872 году. Гражданин Италии Марко Датрино преподнес этот набор президенту СССР  М. С. Горбачеву во время его визита в страну в 1990 году.

    Русские серебряники заслуженно славились своим мастерством, недаром фирме И. П. Хлебникова, впрочем, как и другим русским фирмам, поручали восполнять старинные сервизы, такие, как «Золоченый», выполненный в 1759-1784 годах мастерами Г. Ф. Эккартом и И. Г. Бломом; «Десертный» — с вензелем Екатерины II, который был сделан по заказу князя Г. Потемкина; «Четвертый походный сервиз», поступивший в Зимний дворец в 1797 году. Для Зимнего дворца фирма И. П. Хлебникова исполнила по старым образцам кофейники, чайники, сахарницы, молочники, ложки для соли — 397 штук, ложки чайные — 965 штук.

    Столовое серебро знаменитых фирм и сегодня служит образцом для подражания и объектом собирательства в музейных и частных коллекциях.








  • Ювелирное искусство
  • Ювелирная мода
  • Качество ювелирных изделий
  • Классификация ювелирных украшений
  • Неблагоприятное воздействие на ювелирные камни
  • Драгоценные правила
  • Как выбирать украшения
  • Как выбрать золотое украшение
  • Как выбрать украшение из платины
  • Как выбирать и покупать бриллианты
  • Сохранить камень
  • Уход за драгоценными камнями
  • Уход за бриллиантами
  • Уход за жемчугом
  • Уход за украшениями из золота
  • Уход за украшениями из платины
  • Уход за украшениями из серебра
  • Из истории
  • Кольца Дамиани
  • Кольцо как украшение
  • Виды колец
  • Начало кольца
  • Конструкция колец
  • Номер колец
  • Украшение колец
  • Выбор кольца с бриллиантом
  • Почему обручальное кольцо круглое
  • Обручальные и свадебные кольца
  • Выбор металла
  • Насечка и гравировка на обручальных кольцах
  • Оправа для обручального кольца с камнем
  • Серьги. История и современность
  • Серьги как украшение
  • Конструкция серег
  • Виды сережек
  • Выбор сережек
  • Из истории браслета
  • Виды браслетов
  • Внешний вид браслета
  • Ваш стиль и браслет
  • Как выбрать браслет
  • Диадема
  • Парюра
  • Броши
  • Конструкция броши
  • Заколки
  • Золотой пирсинг
  • История ожерелья
  • Структура ожерелья
  • Застежка ожерелья
  • Колье
  • Как выбрать колье
  • Бусы
  • Цепочки
  • Структура цепочки
  • Виды плетений цепей
  • Кулоны
  • Конструкция кулона
  • Медальоны
  • Ювелирные украшения для мужчин
  • Мужские аксессуары
  • Зажимы, заколки для галстуков
  • Запонки
  • Стоимость запонок
  • Как выбирать запонки
  • Как носить запонки