Отдых в Турции — Крест и полумесяц на берегах древнего Понта.

  • Пляжный отдых
  • Экскурсионный отдых
  • Экзотические туры
  • Круизы (морские и речные)
  • Индивидуальный отдых и VIP-туры
  • Лечебные туры
  • Спортивно-экстремальные туры
  • Горные лыжи и дайвинг
  • Шоп-туры
  • Бизнес-туры
  • Детский отдых
  • Обучение за рубежом
  • Новогодний туризм
  • Свадебные туры
  • Охота и сафари
  • Событийные туры
  • Паломнические туры
  • Курорты:
  • Аланья
  • Анталия
  • Белек
  • Бодрум (Даламан)
  • Гюмюльдур
  • Измир
  • Инджекум
  • Кемер
  • Кушадасы
  • Мармарис
  • Сиде
  • Фетхие
  • Чешме
  • Горнолыжные курорты:
  • Карталкай
  • Паландокен
  • Сарыкамыш
  • Улудаг
  • Эрджиес
  • Рафтинг
  • Морские прогулки
  • Подводное плавание
  • Теннис
  • Пешие прогулки
  • Водный спорт
  • Политкорректность
  • Этикет
  • Женщины
  • Одежда
  • Нудизм
  • Спиртное на улицах
  • Фото и видеосъемка
  • Торг
  • Чаевые
  • Нищие
  • Криминал
  •  


    Крест и полумесяц на берегах древнего Понта.

    flip text

    Отдых в Турции - Крест и полумесяц на берегах древнего Понта

    Понт Эвксинский — по-гречески — гостеприимное море, а по-персидски — черное — так древние называли Черное море. Это море было овеяно захватывающими воображение легендами о золотом руне и аргонавтах — пятидесяти участниках плавания по Черному морю в Колхиду на корабле «Арго». Образы Зевса и Геракла, Афины и волшебницы Медеи заполняют мифическое повествование об их первых путешествиях. Золотое руно, по всей видимости, символизировало золото и другие ценные металлы, которыми были богаты горы Закавказья. Здесь пролегала обширная сеть торговых путей, по которым металлы доставлялись в разные страны. Побережье Черного моря было покорено греками с VII в. до н. э. В его портах шла активная торговля зерном, рыбой и рабами.

    Одними из первых к Черноморским берегам устремились милетяне. Греки основали здесь во второй половине VII в. до н. э. свои города-колонии — Синоп и Трапезунт. Во времена глубокой древности береговая линия осваивалась людьми не только со стороны моря, но и суши. Между Синопом и Самсуном археологами в Икизтепе было обнаружено поселение бронзового века. В более позднее время Черноморское побережье захватывали хетты и фригийцы. Хетты постоянно боролись с воинственными племенами касков, расселявшихся вдоль берега. Каски, жившие по законам первобытного общества, тем не менее угрожали даже столице хеттов. Каски разоряли и грабили хеттские поселения.

    Согласно повествованию Гомера, в этих краях ближе к предгорьям Кавказа обитало племя воительниц-амазонок, которые вели замкнутый образ жизни, не допуская мужчин в пределы своего обитания. Признавали они мужчин только как средство продолжения рода, убивая новорожденных мальчиков и оставляя девочек. Амазонки были прекрасными стрелками, владели искусством конного боя и жили по законам жесткой организации своего сообщества.

    Александр Македонский подчинил области южных берегов Понта своему влиянию. Римское и византийское владычество тоже коснулось этих территорий. Понт — римская провинция в Азии на берегу Черного моря достигла к концу II в. н. э. высокого экономического и культурного уровня. Писатели II в. говорили о Римской империи как о «вселенском явлении», а Плутарх называл Рим «Якорем спасения». Это был счастливый период римской истории, когда и на отдаленных берегах Понта появились памятники римского строительного искусства, скульптуры и архитектуры.

    Распад Византийской империи после 1204 г., когда крестоносцы взяли Константинополь, закончился возникновением греческих государств, одно из которых стало называться Трапезундской империей. Некоторое время она сохраняла свою самостоятельность. В начале XIII в. Черноморский Синоп попал под власть сельджуков. Римский султанат захватил также Трапезундское царство. Отсюда велись завоевательные походы сельджукского султана Алаэддина Кейкубада в Крым, где султанский полководец Чобан-бей в 1222 г. завоевал богатый торговый порт Судак. Через Крым и далее через Волгу сельджуки торговали со Средней и Восточной Азией.

    Через кыпчакские степи и Судак везли лен и меха — эти главные товары, которыми славилась Восточноевропейская равнина. И в более позднее время соболь и горностай были обязательными атрибутами одеяний монархов стран Востока. В повествованиях хроницистов есть также упоминания о том, что эти меха иногда использовались как средство для лечения. Когда жена знаменитого Джеляледдина, Кирахатун, заболела малярией, ей в июльский зной была доставлена шуба, сшитая из мехов, купленных в Поволжье. Таким образом, Судак представлял интерес не столько с военной точки зрения, сколько с торговой.

    Только в XV в. султан Мехмед II Фатих присоединил северные области Малой Азии к османскому государству. После взятия турками Константинополя в 1453 г., когда Византийская империя перестала существовать, Трапезундская империя, уже ослабевшая, все же сохраняла свои границы. Этот реликт прошлого пытались использовать в борьбе с османами союзники Тимура — туркменские племена «ак-коюнлу» («белобаранные»). Однако в 1461 г. турки-османы, вооруженные артиллерией, взяли Трапезунд, изгнав с этой земли всех, кто мешал установлению власти Мехмеда II Фатиха.

    На смену христианскому кресту пришел мусульманский полумесяц, означавший наступление другой цивилизации. Неудивительно, что разные племена и народы сменяли друг друга, вступая порой в смертельную схватку за обладание причерноморскими землями. Здесь достаточно благоприятный, умеренно теплый климат с жарким сухим летом (+23 С) и прохладной, дождливой и влажной зимой (+6 С).

    Понтийский Тавр — горный хребет, который тянется по всему северу азиатской части Турции. Это своеобразная климатическая граница. Западные ветры приносят влагу и «одевают» обращенные к морю склоны в густые леса и кустарники. Здесь растут рододендроны, азалии, лавр, земляничное дерево и мирта. Редкие остатки высокоствольных пород леса сохранились лишь на недоступных крутых берегах, где невозможно их вырубить. В районе Трабзона растут кустарники: вереск, фисташки, лавр, красный можжевельник. Выше 1000 м над уровнем моря начинаются еловые и буковые леса. А на высоте 1900 м простираются альпийские луга.

    Северная Анатолия считалась родиной большого числа фруктовых деревьев, в том числе яблонь и груш, вишни, сливы и абрикосовых. Рядом с оливой здесь растет гранат, шелковица и инжир. В районе северо-востока Причерноморской зоны выращивают зерновые хлеба, табак, цитрусовые и чай. Обширные плантации фундука составляют основу для экспорта этого ореха. Создается впечатление, что природа этого региона богата и красива первозданной красотой. Не зря эти места называют зеленым причерноморским раем. Нам предстоит отправиться в небольшое путешествие по побережью от Трабзона до Синопа, а также ознакомиться с историей этих мест — ближней и дальней.

    Трабзон (греч. Трапезунд) — главный торговый порт региона был назван по аналогии с «трапезой», что по-гречески означает «стол». Именно его напоминали очертания замкового холма, на котором был воздвигнут город. Трапезунд был основан в VII в. синопскими греками как милетская колония. Город в качестве столицы Понтийского царства пережил свой расцвет, совпадающий с римским периодом истории, а в 257 г. был разрушен германским племенем готов. В начале XIII в. для Трапезунда начался ренессанс, он стал резиденцией основателя Трапезундской империи из рода Великих Комниных — византийского императора Андроника  I. С 1461 г. город завоевали османы. Трабзон — родина одного из самых знаменитых и ярких османских султанов Сулеймана Кануни — Законодателя (1520-1566).

    С османских времен сохранились некоторые архитектурные сооружения. Чаще всего это церкви, переделанные в мечети. В городской цитадели византийского времени стоит церковь Панагии Христокефалос (Златоголовой Богородицы), когда-то украшенная богатыми фресками и медным куполом, покрытым золотом, впоследствии превращенная в мечеть Фатиха (Fatih Cami), а также церковь св. Евгении, ныне мечеть Ени джума (Yeni Cuma Cami), где Мехмед II Фатих впервые в Трабзоне произнес пятничную молитву.

    Типичной для османской провинциальной архитектуры является мечеть Гюльбахар-Хатун (Gulbahar Hatun Camii), расположенная в красивом саду, засаженном чайными кустами. Мечеть стала усыпальницей матери султана Селима I (1512-1520). Селим I был человеком жестоким и получил прозвище «Беспощадный». Он удушил шнурком двух своих братьев и четырех малолетних племянников, чем исключил возможность соперничества. Султан был религиозно фанатичен и очень воинственен. За десять лет правления ему удалось удвоить владения османов: империя простиралась на огромной территории — от Дуная до Нила и от Адриатики до Индийского океана.

    Наряду с перечисленными, в Трабзоне есть еще мечеть Напик, перестроенная из церкви св. Андрея (IX-XI вв.), и небольшая церковь св. Анны (IX в.) — самая древняя в городе. Привлекает внимание здание собора св. Софии (Aya Sоfia), воздвигнутое Комниными в XIII в. Оно изобилует шедеврами византийского фрескового искусства, к сожалению, во многом утраченного. В XVI в. церковь была превращена в мечеть, а сегодня под ее сводами — музей.

    Трабзон. Церковь Ая Софья

    В Трабзоне можно не только любоваться зодчеством, но и побродить по старинным улочкам. Деревянные дома старого квартала и древние фортификационные сооружения создают ощущение погружения в средневековье. Окрестности города дополняют замечательные исторические открытия северной части Турции.

    Речь идет об уникальном скальном монастыре византийского времени «Сумела» (V в.), по-гречески — «Черный», расположенном в Национальном парке Алтындере в 50 км от Трабзона. Скальные монастыри были распространены в горных местностях этого региона. К примеру, путешествующим по Болгарии, возможно, удастся увидеть таинственный скальный монастырь секты молчальников, что располагается недалеко от Варны и Золотых песков. Здесь монахи посвящали свое молчаливое уединение Богу, давая обет не проронить ни слова за все время пребывания в крохотных кельях, высеченных в скалах.

    В отличие от него, монастырь Сумела гораздо больше и величественнее по размерам, он высечен в скалах на высоте 1200 м над уровнем моря и на протяжении 15 веков служил прибежищем для монахов-отшельников, совершавших высочайший духовный подвиг ухода от мирской жизни. Монастырь был воздвигнут по инициативе Варнавы и Сафрония, двух монахов, искавших покаяния. Они нашли в гроте горы Зигана икону Богоматери, написанную апостолом Лукой. Эта икона, по преданию, из Афона, чудесным образом преодолела морские просторы и стала называться «Богоматерью Черной горы».

    Высокие и недоступные стены монастыря в суровых скалах стали на века местом паломничества христиан. Монастырь имел 4 этажа с 72-мя кельями и пятый этаж-галерею, которая несла охранительную функцию. Даже решительный и победоносный Мехмед I Фатих не посмел нарушить обитель христианской святости, более того, стал оказывать свое покровительство монастырю. В XVII в. здесь был воздвигнут замок. А в годы кемалистской революции монахи оставили монастырь, в котором сохранились остатки росписей, орнаментов, а также по сей день бьющий из земли святой источник.

    Монастырь Сумела.

    Следующая остановка нашего путешествия по Черноморскому побережью Турции — порт Самсун, в древности Амисос, основанный в VI в. до н. э. Милетом. Потом город стал резиденцией царя Митридата, владыки древнего Понта, который прославился как доблестный завоеватель. Когда царь узнал, что его сын поднял против него мятеж, то приказал рабу убить себя. Впоследствии, в XIII в. город был завоеван сельджуками, и здесь генуэзским купцам были предоставлены большие возможности для торговли. В XV в. сюда пришли османы, и генуэзцы сожгли город дотла.

    Сегодня Самсун — современный промышленный город, который остается важным морским торговым портом. Отсюда вывозятся товары, производимые в регионе, здесь ежегодно действует торгово-промышленная ярмарка. Самсун был центром национально-освободительной войны с оккупантами, так как 19 мая 1919 г. Ататюрк организовал здесь сопротивление защитников Анатолии. Об этом рассказывают многочисленные документы и предметы, собранные в музее Ататюрка. В городском парке водружен памятник в честь основателя Турецкой Республики.

    Есть в городе и 2 мечети: мечеть Пазар (XIV в.) и Большая мечеть (XIX в.), которые представляют разные архитектурные турецкие стили. Действует в городе и археологический музей, в котором собраны находки античного времени. Последний порт, который мы посещаем на побережье Черного моря, — это Синоп, самая красивая естественная гавань. Синоп был основан в VII в. до н. э. колонистами Милета. Отсюда началась колонизация греками других портовых городов. Назван город, по легенде, в честь Синопы — возлюбленной Зевса, который по ее просьбе даровал ей вечную девственность, и она провела свою одинокую жизнь в уединении — среди скал и моря.

    В 183 г. до н. э. Синоп стал столицей Понта. Во времена Римской империи, при императоре Гае Юлии Цезаре, Синоп превратился в колонию Рима. В 5 в. до н. э. здесь родился знаменитый философ-киник Диоген Синопский (Диоген в бочке). Он презирал культуру, ратовал за отмену брака и за идею самоудовлетворения (по Сократу). Диоген приветствовал космополитизм, считая себя гражданином мира, и вел нищенский образ жизни, хотя и был знатного происхождения. Философ призывал к «переоценке ценностей» и сильно воздействовал на умы своим поведением и невзыскательным образом жизни. Сам он стремился походить на собак, считая, как, впрочем, и все киники, что стыда от похоти быть не должно. За это он и получил нелицеприятное прозвище «Пес».

    Находки археологов демонстрируются в музее, где кроме прочих экспонатов много икон. Кроме того, в Синопе можно полюбоваться мечетью Алаэддина (XIII в.) и Алаийе Медресе, где получали духовное образование последователи Мухаммада. Сельджуки захватили этот город и прилегающие районы в 1214 г., а в 1392 г. Синоп был присоединен к Османскому государству.

    В ноябре 1853 г. в Синопской бухте состоялось знаменитое сражение между русским и турецким флотом, которое повлияло на ход Крымской войны. Русский флот под командованием вице-адмирала П. С. Нахимова в составе 8 парусных судов истребил за три часа боя турецкую эскадру, состоявшую из 16 судов, которая, однако, сильно уступала русским по количеству орудий: у русских было 720 стволов, у турок — 427. В результате этой победы турки не смогли высадиться на Кавказском побережье. Современный турецкий город Синоп не утрачивает своего значения как порт, а также центр народных промыслов и торговли.








    Три османские столицы:
  • Стамбул
  • Эдирне
  • Бурса
  • От троянцев до Мавсола:
  • Троя
  • Измир
  • Бергама
  • Эфес
  • Милет
  • Галикарнас
  • Чешме
  • Космические туфы Анатолии:
  • Анкара
  • Богазкале
  • Сивас
  • Кайсери
  • Центр Каппадокии
  • За ослом Ходжи Насреддина
  • Яссы-Хююк
  • Сарыкей
  • Эскишехир
  • Кютахья
  • Афьонкарахисар
  • Памуккале
  • Акшехир
  • Конья
  • Мозаика турецкой ривьеры
  • Крест и полумесяц на берегах древнего Понта
  • Посольство Турции в России
  • Посольство и консульства РФ в Турции
  • Выбор туристической фирмы
  • Памятка выезжающим за границу
  • Адреса и телефоны посольств РФ в странах мира
  • Языки и разговорник
  • Дополнительная информация о Турции

  • Советы для дома © 2008 Отдых в Турции

    Курорты Турции, Traveling to Turkey, квартиры в Турции, Turkey Tourism Guide, отдых в Турции

    1nebog1