Святочные подблюдные песни-гадания.
В сумерки начинали съезжаться званые гости, которых сразу же принимались угощать. Вино скоро расшевеливало сердца, самая строгая молчаливость забывалась. Гости делались разговорчивее, шутили и смеялись. После бесчисленных угощений появлялись ряженые шуты потешать гостей. В конце всех увеселений вносили стол и ставили посреди комнаты. Являлась почетная сваха и накрывала стол скатертью. Старшая нянюшка приносила блюдо с водой и ставила на стол. Красные девицы, молодушки, старушки, суженые снимали с себя кольца, перстни, серьги и клали на стол, загадывая над ними свою судьбу.
Хозяйка приносила скатерть-столечник, а сваха накрывала ею блюдо. Гости усаживались. В середине садилась сваха прямо против блюда. Нянюшки клали на сто-лечник маленькие кусочки хлеба, соль и три уголька. Сваха запевала первую песню хлебу и соли:
Хлебу да соли долог век,
Слава!
Боярышне нашей более того,
Слава!
Кому мы спели, тому добро,
Слава!
Все сидящие гости пели под ее голос. С окончанием первой песни сваха поднимала столечник и опускала в блюдо хлеб, соль, угольки, а гости клали туда же свои вещи. Блюдо снова накрывалось. После этого начинали петь святочные подблюдные песни. Подблюдными они назывались по той простой причине, что их пели за столом, на котором находилось блюдо. Их можно назвать еще пением «славы», потому что каждый стих оканчивался припевом «Слава!».
Во время пения сваха «разводила» в блюде, с окончанием песни трясла им. Каждая песня имела свое значение, но они были не везде одинаковы. Эти значения: к скорому замужеству; к скорому свиданию; к замужеству с ровнею; к сватанью; к бедности; к сытой жизни; исполнение желания; веселая жизнь; девушкам к замужеству, молодцам к женитьбе; счастливая доля; прибыль; дальняя дорога и т. п.
По окончании каждой песни пели:
Да кому мы спели, тому добро,
Слава!
Кому вынется, тому сбудется,
Слава!
Скоро сбудется, не минуется,
Слава!
Сваха трясла блюдо и вынимала вещи. Если вынимала вдруг два кольца, то пела:
Как на небе две радуги,
Слава! А у богатого мужичка две радости,
Слава!
Первая-то радость-сына женить,
Слава! Другая радость- дочь замуж отдает,
Слава!
Случалось, что сваха вынимала с намерением вещи суженого и суженой:
Расцветали на небе две радуги,
Слава!
У красной девицы две радости,
Слава!
С милым другом совет,
Слава!
И растворен подклет,
Слава!
Вынутые таким образом вещи означали неминуемый брак. Сваха продолжала искать два колечка и пела:
Пойду млада к вереюшке,
Слава!
Брякну, млада, во колечушко,
Слава!
Отыскав два кольца, она брякала ими в блюде и, обращаясь к гостям, пела:
Как колечко скажется, Слава!
Так суженой откликнется, Слава!
Вынув два кольца и показав их присутствующим, она толковала: «Чему быть, того не миновать». Если же случалось, что она вынимала два девичьих кольца, то одно откладывала и искала суженого.
Не только сваха могла гадать, но и девицы или одна из них. Для этого избирали красавицу, самую ловкую. Избранная подступала к столу с трепетом и, присев, пела:
За столом сижу,
Слава!
Яна чашу гляжу,
Слава!
Я пятернею вожу,
Слава!
Золото кольцо ищу,
Слава!
Если не находила кольцо или боялась взять не то, которое бы желала, то продолжала петь:
Я еще посижу,
Слава!
Я еще повожу,
Слава!
И суженого найду,
Слава!
В этот раз она должна была показать, что вынула. Хорошо, если вынула вещь по сердцу особы загадывающей. Матушки обращали тогда внимание на жениха. Девушки могли гадать и самостоятельно. Для этого они брали блюдо, помещали в него хлеб и соль, уголь и глину. В последнюю минуту каждая из них опускала в блюдо свою вещь: кольцо, брошку, пуговицу и т. п. Заметив, где лежат их вещи, они загадывали желания, начинали петь все вместе, заканчивая каждый стих словом: «Слава!»
Первой пелась песня о хлебе:
Слава Богу на небе,
Слава! Государю нашему на сей земле
Слава! Чтобы нашему государю не стариться,
Слава! Его цветному платью не изнашиваться,
Слава! Его добрым коням не изъезживаться,
Слава! Его верным слугам не измениваться,
Слава! Чтобы правда была на Руси,
Слава! Краше солнца светла,
Слава! Чтобы царева золота казна,
Слава! Была век полным-полна,
Слава! Чтобы большим-то рекам,
Слава! Слава неслась до моря,
Слава! Малым речкам до мельницы,
Слава! А эту песнь мы хлебу поем,
Слава! Хлебу поем, хлебу честь воздаем,
Слава! Старым людям на потешенье,
Слава! Добрым людям на услышанье, Слава!
Второй пели любую песню:
Ах, кабы на цветы да не морозы-
И зимой бы цветы расцветали;
Ах, кабы на меня да не кручина,
Ни о чем бы я не тужила,
Не сидела бы я подперешися,
Не глядела бы я во чисто юле.
И я батюшке говорила:
«Не давай меня, батюшка, замуж,
Не давай, государь, за неровню;
Не мечись на большое богатство,
Не гляди на высокие хоромы;
Не с богатством мне жить- с человеком,
Не в хоромах нужда, а в совете».
Исполнение желаний молодых людей:
Летит сокол из улицы,
Голубушка изо другой,
Слетелцся, целовалися,
Сизыми крыльями обнималися.
Да кому мы спели, тому добро;
Кому вынется, тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется.
При каждой подблюдной песне прибавлялись три последние строчки, во время произнесения которых девушка, держащая блюдо под платком, давала кому-нибудь из загадавших положить под платок руку и велела взять какую-нибудь вещь. Той, чья вещь была вытянута, предвещанием служило содержание песни.
Замужество с ровнею:
Катилось зерно по бархату,
Еще то ли зерно бурмитское.
Прикатилось зерно по яхонту,
Крупен жемчуг с яхонтом,
Хорош жених с невестою.
Богатство:
Уж как вышло пузище нарепище,
Вынесло пузище осьмину вшей,
Осьмину вшей, пол-осьмины вшей.
Великое богатство и счастье:
Идет кузнец из кузницы.
Шубенка на нем худехонька;
Одна-то пола- во сто рублей,
А другая пола- в тысячу.
А всей шубенке цены не ищу.
Цена-то ей у царя в казне,
У царя в казне, в золотом ларце.
Вступление в брак:
Идет кузнец из кузницы,
Несет кузнец три молота.
Кузнец, кузнец, ты скуй венец,
Ты скуй венец и злат, и нов,
Из обрезчиков- золотой перстень,
Из остаточков- булавочку.
Мне в том венце венчатися.
|