Нубийский музей.
От ниломера фелюга переплывает протоку и возвращается в город. Дальнейшее путешествие по Асуану можно продолжить в такси. Первая остановка недалеко от набережной, на горке, где в 1997 г. был открыт Нубийский музей. Тем самым была поставлена последняя точка в международной кампании по спасению нубийской культуры, начатой под эгидой ЮНЕСКО еще в 1960 г.
Нубией принято называть историческую область в среднем течении Нила от Асуана на севере до суданского города Дабба на юге, расположенного у четвертого нильского порога. Название это происходит скорее всего от древнеегипетского слова «нуб», что означает «золото». Примыкающие к Нилу невысокие скалистые горы изобилуют золотоносным кварцем, из которого еще в глубокой древности люди научились извлекать драгоценный металл. Впрочем, название Нубия появилось только в работах греческого географа Страбона в I в. до н. э.
Для древних египтян Нубия с ее узкой прибрежной долиной была своеобразными «воротами в Африку». Когда египетское государство переживало периоды расцвета, фараоны захватывали Нубию. Когда оно ослабевало, нубийцы вновь становились независимыми. С 747 по 656 г. до н. э. Египтом вообще правила нубийская, 25-я, династия. Столетиями после этого в Нубии существовали процветающие самостоятельные государства. Туда значительно позднее, чем в Египет, пришли христианство и ислам. Египет окончательно утвердил свой контроль над Нубией лишь в XIII в.
Этнически нубийцы значительно отличаются от собственно египтян. Они выше ростом, более статные, с кожей шоколадного цвета. Сохранили нубийцы и свой язык. Правда, его письменность затерялась было в веках, но ныне предпринимаются энергичные попытки восстановить ее. Материальная культура нубийцев, несмотря на сильное египетское влияние, сохранила свои национальные своеобразные черты.
Начатое в 1960 г. строительство высотной Асуанской плотины означало смертный приговор Нижней Нубии вплоть до второго нильского порога. Она подлежала затоплению водами Асуанского водохранилища. Но потерять навечно целую цивилизацию было бы непростительно. Отсюда и призыв ЮНЕСКО спасти нубийскую культуру, что Египет в ту пору не мог сделать самостоятельно.
Самих нубийцев переселили в благоустроенные деревни возле Ком-Омбо. А в район предстоящего затопления ринулись экспедиции из разных стран мира. Одной из них была советская, во главе с тогдашним директором Эрмитажа академиком Борисом Пиотровским. Она изучала нижнюю часть Вади Алляки обширной долины, примыкающей к Нилу с востока. На основе работы экспедиций эксперты ЮНЕСКО решали, какие архитектурные памятники надо обязательно сохранить и перенести их на более высокие места, а какие после тщательного изучения можно затопить. Экспедиции собрали интереснейшую коллекцию предметов материальной культуры нубийцев. Она и легла в основу Нубийского музея в Асуане.
Здание музея построено в традициях нубийской архитектуры одноэтажное, из местного камня. Оно было закончено еще в начале 1990-х гг. Отбор и размещение 1800 экспонатов заняли немало времени, как и оборудование залов по последнему слову музейной техники. Поскольку здание музея стоит на скале, то восточная его часть получилась двухэтажной. Войдя в музей, вы попадаете сначала в просторный зал. В центре ведущая вниз широкая лестница. Там, внизу, и расположена экспозиция музея. Посетителя встречает макет долины Нила, на котором помещены миниатюрные копии самых интересных архитектурных памятников Нубии.
Экспозиция расположена по историческому принципу. По существу, она размещена в едином зале, разделенном на части перегородками. Среди экспонатов скульптура и ювелирные изделия, керамика и фрески со стен затопленных христианских храмов, предметы декоративно-прикладного искусства. В правой части зала макет нубийского дома с ярко раскрашенным фасадом, бытовые сцены с восковыми фигурами нубийцев.
Вокруг здания музея разбит великолепный парк площадью почти 5 га. Он живописно раскинулся террасами по склону скалы. В парке создана искусственная река с порогами и водопадами эдакий маленький Нил. В нижней его части построен типичный нубийский дом с открытым передним двором и куполообразной крышей. Рядом с ним уютный открытый театр, причем сцена расположена на острове, образуемом искусственной рекой. В нем выступают народные коллективы.
|