Карнакский храм.
Карнакский храм еще более грандиозное и сложное сооружение, чем Луксорский. Одних пилонов в нем десять! Храм начинал строиться еще во времена Среднего царства, а основные его сооружения появились в XIII в. до н. э. при фараоне Сети I и его сыне Рамсесе II. Храм, отстоящий от Нила на полкилометра, обращен на запад, к реке. От него шел канал, часть которого видна и сейчас. Перед храмом аллея сфинксов с бараньими головами. Первый, недостроенный, пилон имеет в ширину 130 м.
Изначальный план храма был примерно таким же, как и план Луксорского: открытый двор, гипостильный зал, святилище с боковыми помещениями. Но буквально каждый фараон хотел оставить по себе память, и храм обрастал все новыми и новыми пристройками. В левом ближнем углу просторного двора за первым пилоном находится часовня Сети II. В ней три святилища, посвященных «фиванской триаде» богам Амону, Мут и Хонсу. В правом углу находится храм Рамсеса III. В центре развалины павильона фараона Тахарки (VII в. до н. э.).
Самая впечатляющая часть Карнакского храма расположенный между вторым и третьим пилонами гипостильный зал Сети I. Длина его 53 м, а ширина 102. 12 массивных центральных колонн по 6 с каждой стороны прохода имеют высоту 23 м. Остальные 122 колонны немного меньше диаметром и ниже. Их капители выполнены в форме бутонов папируса. Получился целый папирусный лес. Зал был перекрыт каменными блоками, но их почти не осталось. Все колонны и стены зала украшены барельефами, рассказывающими о жизни и подвигах фараона.
«Каждый простенок здесь составляет как бы отдельную песню, отмечал Владимир Андреевский. На одном Сети изображен стоящим в колеснице; он поражает врагов, которые валятся со всех сторон в самых разнообразных позах и в ужасе бегут от него. Фараон, колесница и его лошади изображены в громадных размерах в сравнении с остальными действующими лицами; кони фараона, пущенные вскачь, много выше неприятельской крепости и покрывают всю армию побежденных врагов Египта. Далее, храбрый фараон схватился в рукопашную с вражеским военачальником; он его держит за горло и собирается пронзить копьем; одной ногой он наступил на только что сраженного противника.
В этой картине много движения и жизни. Переходя к другой стене, мы видим того же Сети, который влечет за собой покоренные им народы и что довольно оригинально несет несколько побежденных царей и полководцев под мышкой, как делают няньки с упрямыми детьми. Затем покоренные народы сдаются, рубят леса своей страны как бы для того, чтобы открыть победителям свободный вход в нее. Наконец видно, как фараон с триумфом возвращается домой. По дороге его встречают важные сановники государства, народ и, что достойно замечания, жрецы, склонившись перед ним с выражением подобострастия и удивления. Фараон и тут представлен раз в десять или двадцать больше окружающих его фигур«.
Сюжеты гипостильного зала перекликаются с батальными песнями «Илиады» Гомера. Некоторые ученые полагают, что Гомер действительно приезжал в Карнак и был вдохновлен барельефами, рассказывающими о подвигах Сети I. Во всяком случае он воспел Фивы («Илиада», IХ, 381-384). За третьим пилоном начинается целый лабиринт помещений, в основном серьезно поврежденных, со святилищем посередине. Перед ним стоят еще три последовательно уменьшающихся в размере пилона. Между четвертым и пятым пилонами царица Хатшепсут установила два обелиска из розового асуанского гранита, но сохранился лишь один. Его высота 27,5 м, а вес 320 т.
Справа за третьим пилоном проход ведет в южную пристройку. Она представляет собой четыре открытых двора, каждый из которых заканчивается пилоном. Слева от южной пристройки находится священное озеро. На его берегу стоит большой каменный жук-скарабей. Египтяне считали скарабея священным, отождествляли его с Хепри божеством возрождения. Им казалось, что этот жук возникает как бы сам собой, из шариков навоза, которые он катает. Вырезанные из камня маленькие скарабеи были популярным амулетом. Они и сейчас один из самых распространенных египетских сувениров.
Храм Карнак.
По вечерам в Карнакском храме, как и у пирамид Гизы, демонстрируется представление «Звук и свет». Оно более продолжительное и сделано по-иному. Сначала зрители зал за залом проходят храм. Каждая остановка отдельная сцена. Вспыхивают прожектора, и невидимый гид ведет неспешный рассказ о древних Фивах. Во второй части зрители смотрят представление из амфитеатра, расположенного на берегу священного озера. Текст записан на семи языках и идет на одном из них. В 1999 г. к ним был добавлен текст на русском языке.
Но вскоре представление на русском языке показывать перестали. Дело в том, что почти все русскоязычные туристы приезжают в Луксор с красноморских курортов всего на полдня и уезжают оттуда до начала представления. Но даже идущее на чужом языке представление стоит посмотреть. Понять его поможет русский текст, приведенный в приложении.
|