Эдфу.
Далее на юг, тоже на западном берегу Нила, лежит город Эдфу. Там находится хорошо сохранившийся храм, построенный во времена греков. Храм возводили почти два века. Начинал его Птолемей III в 246 г. до н. э., а закончил в 51 г. до н. э. Птолемей XII. Как показали исследования археологов, храм стоит на месте значительно более раннего сооружения.
Храм в Эдфу имеет классическую древнеегипетскую архитектуру и план. Начинается он массивным пилоном. Затем идет обрамленный колоннами открытый двор. За двором два гипостильных зала, комната подношений, вестибюль и святилище, окруженное часовнями. Рядом с правой стеной, в дальней ее части, находится ниломер.
Храм в Эдфу был взят за образец при оформлении египетского зала Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. Будущий директор строившегося музея профессор Иван Владимирович Цветаев отец поэтессы Марины Цветаевой ездил весной 1909 г. в Египет, чтобы познакомиться с его древней архитектурой. По пути домой он писал из Афин в Москву: «С кн. Щербатовым в Эдфу мы нашли форму зала, как нельзя лучше подходящего к нашим размерам». Музей был открыт 31 мая 1912 г.
«Архитектура египтян должна была быть такой, какой мы ее видим, колоссальной и величественной, утверждал русский путешественник Владимир Андреевский после осмотра храма в Эдфу, во время своей поездки вверх по Нилу в 1881 г. Другая противоречила бы идеалам народа и характеру страны. Для чего, в самом деле, стали бы они прибегать к своду, когда у них были камни, достаточно большие, чтобы служить перекладинами с одной колонны на другую? Для чего им было возводить купола и крыши, когда им нечего было бояться ни дождя, ни снега? Зачем стали бы строить они из мелкого материала, когда природа снабдила их громадным?
Находя в недрах своих гор монолиты известняка и гранита, зачем стали бы они колоть их на мелкие куски, раз они обладали средствами и умением переносить их целиком? Таким образом громадные размеры храмов, горизонтальные линии крыш и проистекающее отсюда чувство спокойности и долговечности в большой мере зависят от особенностей климата и почвы и в то же время передают мысли народа, воспитанного окружающей его природой в постоянстве, убежденного в бессмертии души и желавшего иметь архитектуру столь же вечную, как сама вечность, о которой он мечтал«.
Храм в Эдфу посвящен богу Хору. Рельефы и надписи на стенах содержат легенду о том, как Хор, сын Осириса и Исиды, отомстил Сету за смерть своего отца. На внешней стене пилона изображен фараон Птолемей III (246-211 гг. до н. э.), побеждающий своих врагов.
|