Каир — Египетский музей.

  • Государственное устройство
  • Экономика
  • Международные отношения
  • Географическое положение Египта
  • Климат Египта
  • Внутренние воды
  • Флора и Фауна
  • Крупнейшие города
  • Население
  • Культура
  • Искусство
  • Современная литература
  • Историческая справка
  • Посольство Египта в России
  • Виза
  • Сезоны туризма
  • Как добраться
  • Валютные и таможенные правила
  • Что взять с собой
  • Посольство и консульства РФ
  • Экстренная помощь
  • Отели
  • Деньги
  • Связь
  • Транспорт
  • Питание
  • Развлечения
  • Активный отдых
  • Здоровье
  • Магазины и покупки
  • Обычаи, нравы, законы
  • Достопримечательности и курорты
  • Электричество и водоснабжение
  • Языки и разговорник
  •  


    Египетский музей.

    flip text

    Египетский музей

    Египетский музей, один из самых больших и знаменитых музеев мира, расположен в самом центре Каира, на площади Тахрир. Его иногда называют Национальным музеем, но это неверно. Национальный музей, то есть музей египетской цивилизации, экспозиция которого отражала бы все периоды истории страны, существует пока лишь на бумаге. А почти все экспонаты Египетского музея относятся ко времени правления фараонов — династическому периоду и только некоторые из них — к греко-римскому. Побывать в этом музее хотя бы час так же необходимо каждому приезжающему в Каир, как и на пирамидах Гизы.

    Основу коллекции составили экспонаты, собранные первым директором музея, знаменитым французским египтологом Огюстом Мариеттом. Музей открылся в 1858 г. и находился сначала в Булаке, на правом берегу Нила, а затем был переведен в более просторное помещение в Гизе, на левом берегу реки. Но коллекция его пополнялась так быстро, что вскоре пришлось строить специальное здание. Работы были завершены в 1902 г. Теперь в музее более ста залов. Во дворе его расположен бассейн с голубоватыми цветами нильского лотоса. По сторонам установлены несколько скульптур. В левой части двора — скульптурные портреты наиболее известных египтологов — Франсуа Шампольона, Огюста Мариетта, Гастона Масперо, Рихарда Лепсиуса и других.

    В Египетском музее, на двух его этажах, размещены более ста тысяч экспонатов. Осмотреть за один раз даже четверть из них невозможно. Поэтому мы расскажем лишь о самых известных экспонатах, признанных шедеврами древнеегипетского искусства. Экспозиция музея в целом выдержана в хронологическом порядке. Зал напротив входа посвящен Раннему царству. Там демонстрируется палетка Нармера.

    Египетский музей

    Левая галерея первого этажа посвящена эпохе Древнего царства. В зале 47 выставлены три скульптуры фараона Микерина, каждая — в компании богини Хатхор и одной из местных богинь. Фараон, как и богини, изображен в полный рост, в типичной для художественных канонов того времени позе. Левая нога выставлена вперед, плечи широко разведены. Непременный атрибут власти фараона, накладная бородка, на его добродушном лице кажется лишней. Правая рука Микерина вложена в руку Хатхор, что демонстрирует союз фараона с одной из самых почитаемых богинь. По словам Геродота, египтяне любили Микерина, потому что он был не таким жестоким правителем, как его отец Хефрен и дед Хеопс.

    В зале 42 демонстрируются диоритовая статуя Хефрена и деревянная статуэтка — вельможи Каапера, котрую нашли в Саккаре, в середине XIX в. Увидев ее, рабочие, принимавшие участие в раскопках, воскликнули: «Да это же наш староста!» Так и вошла она в каталоги под названием «Деревенский староста» («Шейх аль-баляд»).

    В зале 32 самый знаменитый экспонат — сидящие царевич Рахотеп и Нефрет, его жена. Скульптуры изготовлены из песчаника и раскрашены. Изображение юноши не оставляет сомнений в том, что он осознает свое высокое предназначение. Его правая рука прижата к груди, а широко расставленные глаза смотрят куда-то поверх зрителей. Энергичную позу Рахотепа оттеняет мягкость Нефрет. Облегающая белая одежда подчеркивает округлость ее форм. Руки спокойно сложены на груди, на губах — усмешка. Кожа Нефрет значительно светлее, чем у ее мужа. В том же зале выставлена еще одна знаменитость — настенное панно «Мейдумские гуси». Птицы изображены с исключительным реализмом. Панно вырезали из одной из гробниц в Мейдуме — отсюда и его название.

    Центральный зал задней галереи под номером 3 — один из самых интересных в музее. Там выставлены экспонаты амарнского периода Нового царства — времени правления фараона Эхнатона. В искусстве это был период реализма. Каменный Эхнатон выглядит человеком непривлекательным, даже уродливым, с маленькой головой и большим животом. Ни раньше, ни позже амарнского периода скульптор не рискнул бы изобразить так всемогущего фараона, даже если бы сходство с оригиналом было стопроцентным.

    Одна из незаконченных женских головок, выставленных в этом зале, должна была, по-видимому, быть головкой жены Эхнатона — прекрасной Нефертити. По крайней мере она очень похожа на всемирно известный скульптурный портрет Нефертити, хранящийся в Берлинском музее. В восточной галерее выставлены в основном статуи фараонов и богов, относящиеся к периоду Нового царства. В конце галереи, слева, лестница. На втором этаже зал царских мумий. Чтобы попасть в него, надо купить отдельный билет, стоящий в два раза дороже входного билета в музей.

    Технология мумификации, применявшаяся египтянами, искажает черты лица человека, поскольку основана на обезвоживании организма. Но хотя портретное сходство мумии с оригиналом и теряется, тип лица сохраняется в неизменности. Федор Иванович Шаляпин, посетивший музей в 1903 г., долго рассматривал мумии и потом утверждал, что мог бы почти безошибочно определить по их лицам характер каждого. В западной галерее на втором этаже демонстрируются саркофаги различных эпох, в северной галерее — сокровища гробницы Тутанхамона. Гробница была найдена в 1922 г. в Долине царей в Луксоре практически не разграбленной. Ее находка считается самой крупной археологической сенсацией ХХ в.

    Первое, что видит посетитель, это большая внешняя деревянная рака, покрытая золотым листом. За ней следуют еще три последовательно уменьшающиеся раки. Они стояли одна в другой. Погребение Тутанхамона было устроено по принципу нашей матрешки. Только вот матрешка появилась в России лишь в 1900 г. В самой маленькой раке находился каменный саркофаг. Внутри него — три гроба, один в другом. Два первых — деревянные, покрытые золотой пленкой. Последний гроб сделан из чистого золота и весит 110 кг. В нем и покоилась мумия фараона со всемирно известной ныне золотой маской на лице.

    Золотая посмертная маска Тутанхамона, два его гроба, украшения и утварь из гробницы выставлены в центральном зале северной галереи. В самой же галерее демонстрируются колесницы и мебель. В восточной галерее тоже выставлены сокровища гробницы этого фараона: статуя Тутанхамона, его позолоченный трон, скульптура бога Анубиса в виде лежащего шакала и другие экспонаты.

    В зале 14 (первый справа на восточной галерее) выставлены Фаюмские портреты — уникальный вид древнеегипетского искусства. Они были найдены в конце XIX в. во время раскопок римского некрополя в оазисе Фаюм. Фаюмские портреты представляют собой восковой рисунок на деревянной доске. Они рисовались с натуры, при жизни висели в доме, а после смерти клались поверх мумии. Поэтому изображения людей на них абсолютно реалистичны.








  • Пирамиды, колокольни, минареты
  • Гиза
  • Абусир
  • Саккара
  • Мемфис
  • Каир
  • Лицом к Европе
  • Вверх по Нилу
  • Вдоль Красного моря
  • К святым местам Синая
  • Зеленые острова в «желтом океане»
  • Виды туров (краткое описание)
  • Сезонная экономия
  • Выбор туристической фирмы
  • Что нужно, чтобы поехать за границу?
  • Транспорт
  • Аренда автомобиля за рубежом
  • Страхование путешественников «от А до Я»
  • Таможня
  • Памятка выезжающим за границу
  • Российские консульства
  • Отели
  • Деньги
  • Здоровье
  • Справочная информация
  • Карта часовых поясов
  • Телефонные коды стран мира
  • Законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации
  • Cловарь туристических терминов