Другие постройки.
В монастыре также собрана обширная религиозная библиотека, насчитывающая более трех тысяч манускриптов и тысячи книг. Она уступает по своему значению лишь библиотеке самого Ватикана. Самая древняя рукопись Сирийский кодекс, Библия V в. Для посещения библиотеки нужно разрешение архиепископа Синайского.
Рядом с церковью стоит ажурная колокольня. Она была возведена в 1871 г. на деньги, полученные из России. Все девять колоколов русской работы. До строительства колокольни монахи собирались на молитву в церковь по сигналу семандрона. Это сухая доска, издающая звонкий звук, если ударить по ней колотушкой. Монахи и сейчас в повседневной жизни пользуются семандроном, в колокола же звонят только по праздникам.
Монастырь Св. Екатерины единственная христианская обитель, в которой есть мечеть. В начале XI в. фанатичный исламский правитель Египта халиф Хаким решил уничтожить бастион неверных на Синае и отправил туда войска. Но бедуины предупредили монахов, и те быстро превратили одно из помещений монастыря в мечеть. Хаким в растерянности отступил, ибо место вокруг мечети свято для мусульманина. Минарет же пристроили позднее.
Жизнь отшельников, а тем более существование целого монастыря, была бы невозможна без воды. Внутри монастыря два источника, и еще один расположен снаружи, возле его северной стены. Рядом с церковью находится источник Моисея. Считается, что именно к нему Моисей пригнал овец, когда впервые увидел Бога в пламени Неопалимой купины. Кстати, отнюдь не строгий архитектурный план монастыря объясняется тем, что он был должен удовлетворить два требования: включить в себя источник Моисея и Неопалимую купину и стоять выше русла сезонных селевых потоков. Поэтому источник и куст расположены в самой низкой части монастыря, рядом с его северной стеной.
Воды из трех источников хватает не только на нужды двух десятков нынешних обитателей монастыря, но и на полив обширного сада. Он спускается террасами от западной стены обители. Рядом с ним находится небольшое здание. На его верхнем этаже часовня, а на нижнем пантеон.
В монастыре существует необычная традиция захоронения монахов. Между пантеоном и стеной сада расположено крошечное кладбище. В скале выбиты шесть могил. Когда кто-то умирает, то, чтобы похоронить его, из наиболее старой могилы вынимают останки и переносят в пантеон. Скелет расчленяют. Череп кладут в одно место, кости в другое. За четырнадцать веков существования монастыря образовались две внушительных размеров кучи. Останки архиепископов хранят целиком в нишах, устроенных в стене пантеона. Исключение сделано лишь для одного человека монаха по имени Стефанос, чей скелет в одежде стоит посреди пантеона. В конце VI в. Стефанос стоял у ворот на пути к вершине горы Моисея и экзаменовал паломников перед тем, как разрешить им подниматься дальше.
Среди архиепископов Синайских было немало известных в истории церкви людей. Самый знаменитый из них преподобный Иоанн Лествичник. Он родился около 570 г. и 16 лет пришел в монастырь на Синае. 19 лет Иоанн прожил в обители и еще 40 в ските, после чего его избрали игуменом монастыря. Иоанн автор «Лествицы» («Лестницы»), руководства для восхождения к духовному совершенству, почему и получил прозвище Лествичник. Книга состоит из тридцати глав-ступеней, по числу лет земной жизни Спасителя до выхода его на общественное служение. Каждая глава посвящена одной из греховных страстей или христианских добродетелей. Книга показывает, как, борясь с грехами и стяжая одну добродетель за другой, подвижник приближается к духовному совершенству.
«Лествица» была написана для иноков, но не меньшую пользу приносит она и мирянам. Четвертое воскресенье Великого поста церковь посвящает Иоанну Лествичнику. Он скончался в 649 г. Синайский монастырь независим от православных патриархов. Поначалу игумен монастыря носил сан епископа, а с XII в. архиепископа. Он является главой самостоятельной Синайской православной церкви. Церковь эта греческая и имеет ныне не так много последователей. Рукоположение архиепископа Синайского производит патриарх Иерусалимский, но архиепископ не входит в священный синод Иерусалимского патриархата.
У монастыря есть своя скромная гостиница, где может остановиться каждый желающий. В гостиничном комплексе расположен книжный и сувенирный киоск. Другой киоск находится в самом монастыре. Сад монастыря Св. Екатерины.
|