Церковь Св. Антония.
В монастыре семь церквей, но только одна из них, церковь Св. Антония, старинная. Ее украшают фрески, выполненные в XIII в. Но два века спустя служители монастыря восстали, перебили монахов и устроили в церкви кухню. До конца 1990-х гг. фрески были покрыты слоем копоти. Сейчас их расчистили. Икон в церкви мало, но среди них есть одна очень интересная. Это копия знаменитой иконы Владимирской Богоматери, находящейся в Кремле.
Икона Владимирской Богоматери византийского письма XI в. В начале XII в. она была привезена в Киев, а в 1155 г. перенесена оттуда во Владимир. С 1395 г. эта икона находится в Москве. В XV-XVI вв. копии иконы широко распространились в православных странах. Та, что хранится в монастыре, критского письма. По-видимому, икону привезли из Иерусалима эфиопские паломники, путь которых на родину лежал через монастырь Св. Антония. По крайней мере на ней есть надписи на двух эфиопских языках геэз (мертвом) и тиграй (живом).
Стены церкви изобилуют автографами паломников. Есть на них и две надписи, сделанные по-русски, с дореволюционной орфографией: «Архимандрит Порфирий» и «П. Соловьев». Архимандрит Порфирий Успенский был видным путешественником и исследователем, в середине XIX в. он не раз приезжал в Египет. Церковь построена в VII в. на месте часовни, где был похоронен Антоний. Прах его покоится справа от алтаря. Алтарь тройной. Средняя его часть посвящена св. Антонию, левая св. Марку, а правая св. Афанасию, 20му патриарху Александрийскому, сподвижнику и биографу Антония.
Одежды коптских монахов не менялись со времени Антония. Он первым стал ходить в длинной черной рубахе с кожаным поясом. Он же первым начал носить шапочку, сшитую из двух кусков черной материи, на каждой половинке которой вышиты шесть крестов. Легенда гласит, что дьявол искушал Антония, но ему явился архангел Михаил и велел сшить такую шапочку с двенадцатью крестами по числу апостолов. Дьявол был побежден.
|