Большой и Малый храмы.
Два храма Абу-Симбела, большой и малый, были вырублены в скале в XIII в. до н. э. Как и храм в Калабше, они попадали в зону затопления. Почти пять лет понадобилось для того, чтобы аккуратно распилить храмы на куски и собрать их затем на новом месте в 200 м от старого, на 60метровой скале. Храмы накрыли полыми железобетонными колпаками, а сверху насыпали холмы. Причем сделано это было так искусно, что на первый взгляд кажется: храмы стояли на этом месте всегда. 22 сентября 1968 г. они вновь были открыты для всеобщего обозрения.
Храмы сооружены по приказу фараона Рамсеса II (1279-1213 гг. до н. э.). Большой храм посвящен его войне с хеттами. Поскольку войскам фараона покровительствовали три бога Амон, Ра и Птах, Рамсес велел изобразить их, а заодно и себя, в громадных фасадных статуях. Причем богам был придан облик самого фараона. Так на широкой террасе у входа в храм появились четыре 20метровых изваяния сидящего на троне фараона. У ног Рамсеса скульптуры членов его многочисленной семьи, совсем мелкие по сравнению с ним. Так требовали древнеегипетские каноны изображения фараонов и простых смертных.
Большой храм.
Внутри храм представляет собой четыре последовательно уменьшающихся прямоугольных зала большой гипостильный с восемью квадратными колоннами, малый гипостильный с четырьмя колоннами, вестибюль и святилище. По сторонам находятся подсобные помещения четыре справа и два слева. Большой зал просторен и высок. Все его стены и колонны от пола до потолка покрыты цветными рельефами и текстами. Они рассказывают главным образом о подвигах Рамсеса, воевавшего с хеттами.
В святилище установлены четыре скульптуры, выполненные по тому же принципу, что и фасадные: боги Амон, Ра, Птах с лицами Рамсеса и сам фараон. Причем храм построен таким образом, что дважды в году, 22 февраля и 22 октября, первые лучи восходящего солнца, преодолев 55 м от входа, проникают в святилище и попадают на лик фараона. При переносе храмов этот эффект был сохранен.
Принято считать, что 22 февраля день рождения Рамсеса, а 22 октября день его коронации. Однако не так давно группа египетских ученых высказала предположение, что храм начали строить еще до правления Рамсеса, а два этих дня просто были в Древнем Египте праздничными. Как бы там ни было, в эти дни в Абу-Симбеле особенно много туристов, и жители городка устраивают им настоящий праздник с музыкой, песнями и танцами.
Справа от большого храма вырублен в скале храм поменьше. Он посвящен богине Хатхор, которой приданы черты царицы Нефертари главной жены Рамсеса. В фасаде храма сделаны шесть глубоких ниш, в них установлены внушительных размеров статуи по три с каждой стороны от входа. В каждой тройке крайние изображают стоящего Рамсеса, а средняя Нефертари.
Малый храм.
Внутри храм невелик, а план его прост: гипостильный зал с шестью квадратными колоннами, вестибюль и святилище, где установлена статуя богини Хатхор, покровительствующей Рамсесу. Стены и колонны богато украшены цветными рельефами, посвященными Хатхор и Нефертари. И вот что интересно: они оставляют впечатление, что вы попали в обитель женщины, пусть даже и богини. Возможно, это впечатление создается особой пластикой рельефов, а может быть, и их цветовой гаммой. Причем где бы ни изображалась Нефертари, она предстает совершенством изящества от носков сандалий до венца короны.
В 2000 г. в Абу-Симбеле было поставлено представление «Звук и свет». Оно идет на одном из восьми языков в зависимости от того, какой язык предпочитает большинство зрителей. Остальных снабжают радионаушниками, и каждый может выбрать один из этих языков, включая русский.
|