Мифы и легенды.
Древние египтяне верили в жизнь после смерти и считали, что потусторонний мир, в котором тело вновь обретает покинувшую его душу, представляет собой копию реального мира. Поэтому для них крайне важным было правильно устроить процесс погребения усопшего только так можно было позаботиться об облегчении его загробной жизни. В помощь умершему могли снаряжаться целые ладьи, наполненные самым разнообразным добром (предполагалось, что на ладье ему будет легче преодолеть реку мертвых, лежащую на пути в загробное царство).
Конечно, количество и качество посмертных даров сильно зависело от его благосостояния и общественного положения. В список предметов первой необходимости входила «Книга мертвых», содержащая порядка 200 магических заклинаний. Эти заклинания должны были уберечь мертвых от опасностей, кои подстерегали их на долгом пути в страну мертвых.
По дороге туда усопшему предстояло пройти через 12 врат, охранявшихся грозным змеем, и пересечь Озеро Огня. После этого усопший представал перед 42 судьями судилище происходило в зале Осириса, которые зачитывали список всех его прегрешений. Усопший перед лицом судей заявлял о своей чистоте и безгрешности, после чего его сердце помещалось на одну чашу весов, а на другую чашу клали Перо Правды символ богини справедливости Мут. Если покойный много грешил при жизни, равновесие весов нарушалось, и за этим следовало неминуемой наказание усопшего ожидало полное уничтожение. Если же усопший в своей земной жизни был праведником, то весы оставались в равновесии и наградой за безгрешие была вечная жизнь в загробном царстве вместе со своими предками.
Из признания усопшего о его жизни видно, что древние египтяне делали вывод о хорошо или плохо прожитой жизни человека исходя из того, что он не делал, а не из того, что он делал. Интересно, что это признание по содержанию напоминает более близкие к нам по времени заповеди других религий.
Кроме заклинаний, содержащихся в «Книге мертвых», покойному помогали обереги, которые закладывались в процессе мумификации между слоями льняной ткани. На этих амулетах были записаны магические формулы типа: «Пусть смерть своими крылами погубит того, кто нарушит покой фараона». Все эти приготовления к жизни после смерти входили в обязанность родных. Считалось, что те, кто не проводит по всем правилам в загробный мир умерших родственников, обрекут себя на месть мертвых, «возвращающихся с ветром».
Египетская «Книга мертвых»
Древние египтяне считали, что в загробном мире сохраняется социальная иерархия, т. е. фараон остается фараоном, а бедняк-ремесленник бедняком. Но боги, коих в Древнем Египте было более 200, могли перевоплощаться по своему желанию.
Вот только некоторые из них:
Амон, покровитель города Фивы, бог воздуха и урожая, творец мира;
Атон, бог солнца;
Баст, богиня любви, радости, праздников;
Хор, бог неба и света, покровитель фараонов, которые считались его земным воплощением;
Осирис, бог ежегодно умирающей и возрождающейся природы, позднее бог загробного мира и судья умерших;
Исида, богиня-мать, сестра и супруга Осириса;
Ра, бог солнца в Гелиополе, позднее отождествлен с богом Фив Амоном.
Каждый египтянин поклонялся, конечно, не всем, а каким-то конкретным богам. В каждом регионе находился культовый центр какого-то бога и его храм, где хранилась статуя божества, куда шли вереницы паломников. Важнейшие культовые центры соперничали между собой. Несмотря на это соперничество, все центры сходились в том, что сотворение мира было постепенным (хотя каждый культовый центр провозглашал своих богов как основных в процессе создания мира), причем боги участвовали в нем лишь на начальном этапе.
Что касается общения с богами при жизни, существовал такой порядок: египтяне приходили с вопросом или просьбой к вратам храма с подношениями. Писцы, служащие при храмах, записывали все просьбы и передавали их жрецам храма (рядовые египтяне не допускались в храм). Жрецы истолковывали ответы богов, передаваемые через оракула главную статую храма. В праздничные дни статую вывозили из храма на священной ладье, и простой люд мог обратиться непосредственно к ней с вопросами. Движение ладьи в ту или иную сторону истолковывалось как положительный или отрицательный ответ.
|