Коптское искусство.
Искусство коптских христиан возникло на границе эпохи фараонов и греко-римского периода в истории Египта и потому оно являет собой своеобразный синтез двух разных культур. В искусстве коптов ярко выражена народная направленность: резные статуи, к примеру, изображали не только и не столько богов, сколько простых людей крестьян, ремесленников, чиновников и монахов.
С IV в. начинает развиваться коптское церковное искусство. В нем также присутствует смешение стилей. Христианский крест соседствует в храме с атрибутом фараонов «Анхом» (пер. как «жизнь»), которому ранние копты поклонялись как распятию. По сторонам обоих крестов зачастую стоят статуйки, изображающие греческие буквы «альфа» и «омега», символизируя начало и конец всего сущего. Настенная живопись и иконы, выполненные в древнеегипетской традиции, изображают сцены из Библии: Дева Мария с младенцем Иисусом имеют здесь облик языческой богини Исиды и ее сына Хора, Святой Дух списан с ширококрылой птицы, которая в культе мертвых эпохи фараонов воплощала душу умершего. Колоннада в коптских храмах заимствована из египетской культовой архитектуры, а в многообразном использовании художниками ярких орнаментов прослеживается связь с искусством ислама.
Говоря об архитектуре коптов нельзя не упомянуть о том, что большое число памятников этого искусства было утрачено, и не без вины
археологов. Дело в том, что многие исследователи, интересуясь только Древним Египтом, открывали гробницы фараонов и разрушали украшавшие их коптские фрески, стремясь добраться до более древних слоев. Ни фотографий, ни даже зарисовок с коптских фресок никто и не думал делать. Одним из таких удручающих примеров может послужить случай с археологом Жаном Франсуа Шампольоном, известным миру тем, что он расшифровал надпись на Розеттском камне. Шампольон обнаружил в Фивах замечательно сохранившуюся церковь V века, но в своих официальных отчетах не упомянул о ней вовсе! Памятников коптской архитектуры того времени сохранилось очень немного.
|